15.03.2021

Теоретические основы применения электронных образовательных ресурсов
при обучении техническим специальностям колледжа

С каждым годом все больше внимания решению проблем в развитии и повышении качества среднего профессионального образования. Ведь именно специалисты среднего звена занимаются внедрением в производственные процессы новейших технологий и изменением технологической культуры производства. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда многие предприятия стоят на пороге модернизации технологического оборудования, а многие из них уже внедрили и внедряют новое высокотехнологичное оборудование и процессы, которые требует качественных рабочих кадров. Однако не смотря на то что рынок труда характеризуется избытком рабочей силы с одной стороны, с другой – существует большое количество вакансий на предприятиях, именно из-за невозможности заполнить эту нишу специалистами требуемого уровня подготовки и квалификации.
Для решения данных проблем за последние несколько лет были реализованы серьезные изменения в сфере профессионального образования, в том числе и внедрены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) четвертого поколения для СПО. Данные стандарты разрабатывались с целью обеспечения профессиональной подготовки специалистов среднего звена в полном соответствии с текущими экономическими и производственными требованиями.
Основная особенность ФГОС – это формирование компетенций через практико-ориентированный подход в обучении.
ФГОС включает в себя ряд компетенций, под которыми обычно понимают личностные качества, способность применять знания и навыки (навыки), а также практический опыт для успешной деятельности в конкретной области.

Как отмечает А. В. Хуторской:
  • А. В. Хуторской
    доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член «Международной педагогической академии», член «Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского», директор «Института образования человека», директор Центра дистанционного образования «Эйдос»
    Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Исходя из выше изложенного: быть компетентным значит правильно применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Практико-ориентированный подход в обучении подразумевает освоение учениками образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование профессиональных компетенций в процессе выполнения учениками реальных практических задач во время аудиторных занятий, а также во время самостоятельной внеаудиторной работы.
Такое обучение предполагает наличие особых мест или площадок профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по освоению профиля обучения при участии профессионалов этой деятельности. Для каждого выполнения задания продуманы методики познаний, а самое главное – умения выполнять трудовые функции, предусмотренные Профессиональными стандартами.
Однако для того чтобы образовательные организации могли готовить специалистов в соответствии с указанными выше требованиями, они должны иметь в своем распоряжении соответствующую материально-техническую базу: учебные тренажеры, стенды и другое оборудование, которое используется в учебном процессе при проведении учебных практик и лабораторных работ; а также различные учебные полигоны с реальным оборудованием для отработки профессиональных компетенций.
Одним из важнейших этапов в подготовке специалиста является этап изучения профессиональных модулей, которые включают изучения устройства оборудования, практику проведения технологических процессов в штатном и нештатном режимах, что особенно актуально в специальностях технических направлений.
Ведь именно глубокие знания и понимание устройства и принципов работы оборудования, особенности ведения технологических процессов и выполнения иных производственных задач лежат в основе будущей профессиональной деятельности: получение продукта необходимого качества, ремонта и обслуживания оборудования, эксплуатации, проектировании новых типов и узлов. Однако, так как на предприятиях в настоящее время используется сложное, дорогостоящее, зачастую опасное производственное оборудование.

Возникает проблема – какие инструменты использовать для решения данной задачи?
Следует отметить, что инструменты и методы, которые хорошо работают для получения и закрепления практических навыков, а именно технологические тренажеры и реальное оборудование, не могут обеспечить качественной подготовки в направлении изучения устройства по ряду причин.

Так как в промышленности зачастую используется сложное оборудование, соответственно многие узлы, их устройство, взаимное расположение элементов и связи между ними могут быть скрыты и не доступны для изучения.
Металлургическое производство: дуговая стелаплавильная печь (SIKE.ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕР 3D АТЛАС)
В группе как правило учится 20 человек, поэтому даже при изучении устройства оборудования на реальных объектах, студенты могут просто не увидеть, а также не иметь возможности самим все изучить детально, разобрать оборудование «до болтов».

Для понимания элементов (название, расположение, внешний вид) требуется наличие преподавателя, так как самостоятельно понять, где какой элемент находится, как он называется и для чего необходим, просто невозможно. Также реальное оборудование не дает возможности понять какие процессы происходят «внутри».
Кроме того, следует отметить, что такое оборудование достаточно дорогое, его необходимо обслуживать, и далеко не каждая образовательная организация СПО готова обеспечить образовательный процесс данным видом оборудования.

Огромное значения в формировании профессиональных компетенций является изучение особенностей проведения технологического процесса, формирование навыка получения продукции требуемого качества. Для решения данной задачи наиболее эффективно использовать реальное оборудование. Однако, использование промышленных установок в обучении – это дорогостоящий и небезопасный процесс, так как сопряжен с возможностью получения травм, выхода из строя оборудования, высокой стоимостью приобретения и эксплуатации установок. К тому же зачастую организации СПО недостаточно обеспечены не только техническими средствами, но и дидактическими средствами. Из печатных средств есть лишь инструкции. Нет учебников, сборников задач и упражнений, плакатов и т. д. Из видеоматериалов могут присутствовать лишь рекламные ролики, не имеющие обучающего характера. Разумеется, отсутствуют и объемные средства –модели, демонстрационные образцы и т. д. Кроме того, данные средства не могут эффективно использоваться для формирования профессиональных компетенций в области формирования узких профессиональных навыков
В соответствии со «Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных компетенций в Российской Федерации на период до 2020 года» особое внимание уделяется внедрению новых моделей обучения, необходимостью обновления старых и создания новых учебников, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования, а также электронных образовательных ресурсов.
К электронным образовательным ресурсам можно отнести и автоматизированные обучающие системы (АОС).
АОС - комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.
Внедрение электронных образовательных систем (в том числе АОС) в современный образовательный процесс среднего профессионального образования обеспечивает повышение его качества, а также более эффективную подготовку будущих специалистов среднего звена с профессиональной точки зрения.
Нефтегазовое производство: участок приема, хранения и откачки нефтекондексатной смеси
(SIKE.ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС)
Применение электронных обучающих систем в образовательном процессе помогает достичь следующих целей:

  • повышение мотивации к обучению (в том числе и самостоятельному)
  • мобильность содержания образования, связанная с изменяющимися условиями рынка труда;
  • индивидуализация процесса обучения за счет построения уникальных траекторий обучения под каждого ученика с учётом его особенностей;
  • увеличение осознанной самостоятельной работы в рамках ФГОС СПО.
Однако, для того чтобы использование АОС в образовательном процессе обеспечивало необходимый эффект необходимо большое значение уделять качеству контента и технической реализации АОС.
Исследования проведённые Л.Х. Зайнутдинова, Г.М. Коджаспирова и С.И. Макарова в области формирования образовательного контента доказало, что при профессиональной подготовке будущих специалистов качественно разработанные электронные обучающие ресурсы являются ключевым элементом выстраивания эффективного процесса обучения.

В.П. Граб, С.Г. Данилюк, И.В. Роберт и другие учёные в своих исследованиях пристальное внимание уделяют требованиям при разработке электронных учебных ресурсов (реализации содержательно-методических, дизайн-эргономических и технико-технологических требований). Они полагают, что качество электронных ресурсов зависит на прямую от качества и полноты предъявляемых требований на этапе разработке.
Таким образом, использование качественных электронных обучающих ресурсов (в том числе и АОС) позволит сформировать профессиональные компетенции по техническим специальностям образовательных организаций СПО и сделать процесс обучения эффективным, интересным и безопасным как для ученика, так и для кружения.

Интересные статьи по теме