Обучение сотрудников, 17.06.2016
Игровые технологии в обучении
Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров уже на протяжении многих лет является актуальной для российской промышленности. Особенно остро она стала наблюдаться сейчас – во время интенсивного развития наукоемких технологий. С одной стороны, поколение специалистов, начавшее свою карьеру еще в советское время, не может в полной мере освоить современное высокотехнологичное оборудование. С другой стороны, молодые специалисты выходят из стен вузов и ссузов недостаточно подготовленными и без периода адаптации на производстве не могут сразу приступить к выполнению сложных технологических операций.

Причины недостаточной профессиональной подготовки выпускников связаны с экономическими, кадровыми и др. проблемами. Прежде всего, теоретические знания, которые студенты получают во время занятий, не всегда получают связь с практикой, поскольку в вузах и ссузах иногда полностью отсутствует оборудование, позволяющее приобрести практический опыт. Кратковременная практика на производстве также не дает нужного результата, поскольку, боясь аварий, руководители практик не подпускают практикантов к оборудованию. Не менее важно и то, что при слабой материально-технической базе преподавателям вузов и ссузов сложно поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их деятельность на протяжении всего занятия. Отсюда сложно ожидать быстрой адаптации выпускников на современном рабочем месте в условиях производства, оснащенного сложным оборудованием.

В сложившейся ситуации работодатели крайне заинтересованы в специалистах, которые могут самостоятельно думать и применять на практике полученные знания. На помощь руководителям могут прийти игровые технологии, которые являются эффективным средством подготовки квалифицированных рабочих кадров. По определению Г. К. Селевко, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение или творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение или творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.

Игровые формы имеют множество преимуществ по сравнению с традиционными технологиями обучения:

  • они создают условия для эффективного взаимодействия преподавателя и обучающихся;
  • в процессе игры обучающиеся могут приобретать самые различные знания о предметах, процессах и явлениях окружающего мира;
  • игры позволяют в доступном виде доносить до обучающихся «сложный материал»;
  • включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся «рабочее настроение», облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к учебному предмету;
  • привносят в процесс обучения элемент соревновательности, что является сильным мотиватором обучающихся к качественному и количественному усвоению материала;
  • игры оказывают большое влияние на умственное развитие обучающихся, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение и другие важные качества.
Компания SIKE имеет огромный опыт в разработке обучающих систем, в основе которых заложена игровая форма обучения, для подготовки по различным профессиям. Наиболее продуктивны в данном аспекте тренажеры-имитаторы. Посредством виртуального оборудования они позволяют сформировать теоретическую базу и отработать полученные знания без выхода на рабочую площадку.
Тренажер-имитатор, дрессировка и правка оцинкованной полосы, компания SIKE
Тренажер-имитатор, дрессировка и правка оцинкованной полосы, компания SIKE
На сегодняшний день в продаже находится несколько серий тренажеров.

  1. «Прокатное производство»
    • «SIKE.Прокатка металла в реверсивной клети крупносортного стана»
    • «SIKE.Прокатка металла в черновой группе клетей широкополосного стана»
  2. «Сталеплавильное производство»
    • «SIKE.Выплавка стали в конвертере»
    • «SIKE.Выплавка стали в ДСП»
    • «SIKE.Обработка стали на АПК»
    • «SIKE.Обработка стали на АЦВ»
    • «SIKE.Разливка стали на слябовой МНЛЗ»
    • «SIKE.Расчет состава шихты для доменной печи»
  3. «Производство оцинкованной полосы»
    • «SIKE.Дрессировка и правка оцинкованной полосы»
    • «SIKE.Нанесение цинкового покрытия»
  4. «Водоснабжение»
    • «SIKE.Водоснабжение насосной станцией 2-го подъема»
Серии тренажеров постоянно расширяются, пополняясь новыми решениями, позволяющими овладеть спецификой промышленного производства.

Тренажеры SIKE могут быть использованы на занятиях со студентами начального, среднего и высшего профессионального образования при подготовке по следующим профессиям:

  • сталевар,
  • подручный сталевара,
  • вальцовщик,
  • прокатчик горячего металла,
  • оцинковщик горячим способом,
  • машинист насосных установок,
  • дозировщик шихты,
  • и другие.
Важным преимуществом тренажеров-имитаторов является визуализация технологического процесса, элементы квеста, которые способствуют быстрому усвоению информации, лучшему пониманию нового материала, его эффективному запоминанию, что в совокупности обеспечивает качественную профессиональную подготовку специалиста.

Таким образом, тренажеры-имитаторы, в основе которых заложена игровая форма обучения, являются инновационным средством, позволяющим студентам получить практический опыт без дорогостоящего промышленного оборудования.
Иванова Екатерина