ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В СПО, 11.02.2019

Примеры и результаты использования компьютерных тренажеров и электронных курсов в СПО: реальные практики

Для написания данной статьи мы провели интервьюирование руководителей и преподавателей специальных дисциплин нескольких колледжей, которые используют наши решения в своей работе. И все, что изложено в статье, основано только на той информации, которую они нам рассказали.

Чудинова Юлия
Руководитель направления разработки обучающих систем SIKE
Сегодня я расскажу об опыте наших клиентов в использовании обучающих систем SIKE.

Итак, мы опросили следующие колледжи и техникумы, интервью с ними будут опубликованы отдельно, а пока резюмируем, сказанное ими, выделим основные причины приобретения электронных обучающих систем, выгоды от их применения, дополнительные возможности их использования, основные рекомендации представителей СПО относительно приобретения обучающих систем.
1
Причины приобретения электронных обучающих систем
В качестве причин, из-за которых руководители начинают искать необходимые для процесса обучения решения, называются следующие:
Выполнить требования Государственного стандарта и обеспечить конкретное направление подготовки электронными обучающими системами

Поясню. По каждому направлению подготовки (т.е. по каждой специальности или группе специальностей), по которому готовит ССУЗ, есть ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт, он перечисляет требования к образовательному процессу, особенность последних ФГОС в том, что в них требуют много практики при обучении, а где ее взять? Технически оборудованных классов нет, т.к. нет денег, а на предприятия не пускают, т.к. вуз не готов платить работодателю за студентов, и потому работодателю бесплатная головная боль не нужна. Получается замкнутый круг. Будущих специалистов как готовили по-старинке, так и готовят.
(ФГОСы можно посмотреть здесь: https://fgos.ru/)
Как правило, колледжи имеют станки, которые помогают сформировать умения и навыки обработки материала. Не представляет трудностей и приобретение тренажеров для крановщиков, станочников с ЧПУ и др. Однако такие направления подготовки, как «Обработка металла давлением», требуют более сложного оборудования, чем станок. Чтобы сымитировать весь производственный процесс, нужен реальный прокатный стан. Выход из этой ситуации есть – это компьютерный тренажер. Его приобретение удовлетворит и руководителей учебных заведений, поскольку ответит на требование Госстандарта, и профессорско-преподавательский состав, так как он является тем инструментом, с помощью которого в деталях воспроизводится весь процесс обработки металла.
Сделать обучение привлекательным

Как отмечают руководители учебных заведений, являющиеся одновременно и преподавателями технических дисциплин, когда объясняют теоретически, это уже никому в наше время не интересно. Студенты хотят не только посмотреть на картинках, но еще и посмотреть, как это работает, а еще лучше попробовать самим. И обучающие системы помогают им решать эту задачу.
Повысить качество подготовки выпускников

В последние годы активно идет переход на практико-ориентированное обучение. Его главным условием является максимальная приближенность обучения к практике, к реальным условиям производства. Руководители колледжей, в которых тренажеры введены в процесс обучения, отмечают, что с тех пор, как был осуществлен переход на дуальное обучение, работодатели стали отмечать качественную подготовку выпускников. Студенты приходят на производство и намного лучше ориентируются в реальных условиях. И все потому, что во время обучения они не просто видят работу оборудования, но еще и выступают в роли оператора пульта управления. Конечно, так они глубже понимают свою работу и то, почему взяли не тот режим, почему не ту скорость установили и к чему это может, в конце концов, привести.
Обеспечить безопасную тренировку на производственном оборудовании

Очень часто образовательные учреждения в системе СПО не имеют возможности доступа к сложным механизмам, потому что это требует многих навыков. Также это небезопасно, так как производственные условия сопряжены с риском для здоровья. Студентов не всегда подпускают к особо важным составляющим производственного процесса. На практике они наблюдают, изучают, обговаривают детали, а затем на тренажерах получают возможность тренироваться, проводить прокатку в безопасных условиях. Тренажер – это решение глобальной проблемы: проведения практико-производственного обучения в безопасных условиях.
Создание площадки с тренажерами для проведения профессиональных конкурсов

Сразу отмечу, что из образовательных учреждений пока никто это еще не воплотил в жизнь.

Но все понимают, что престижность учебного заведения в наше время измеряется не только качественным обучением, но и числом лауреатских наград, полученных на различных конкурсах. Сегодня престижно, когда специальность есть в базовом перечне ТОП-50 профессий, в перечне того или иного направления чемпионата ворлдскилс. Однако специальности металлургического профиля там представлены слабо.
Чтобы ситуация изменилась должны появляться площадки с тренажерами, куда можно будет пригласить представителей металлургического профиля и помериться силами. Поэтому это одна из задач, которую ставят перед собой наши клиенты.
2
«Плюсы» электронных обучающих систем
Расширились возможности проведения практических и лабораторных работ в рамках предмета

С нами поделилась опытом преподаватель колледжа из Верхней Салды, которая рассказала, что обучающие системы очень помогают ей на занятиях, на которых отрабатываются темы ведения технологического процесса, его подготовки и расчета. Тренажер задействуется, когда изучается прокатное оборудование, так как в тренажере сымитированы стан, рольганги, кантователи. При подготовке к дипломному проекту также можно наглядно посмотреть, насколько правильно произведен расчет и к какому результату он приведет.
Исчезла необходимость искать дополнительную литературу и составлять задания для самостоятельной работы студентов

Наши электронные курсы являются незаменимым средством при планировании и осуществлении самостоятельной работы студентов. В них каждая тема сопровождается картинками и заданиями. Такое соединение наглядности и контроля обеспечивает быстрое и полное понимание темы студентами, а значит, экономит время при объяснении материала.
Но самый большой плюс состоит в том, что не надо искать какую-то дополнительную литературу, чтобы советовать ее для прочтения студенту.
Тесты для промежуточного и итогового контроля дают богатый материал для самостоятельной работы обучающихся. Такое компактное размещение разнообразной информации очень облегчает работу преподавателя.

Электронные курсы удобны при обучении студентов заочного отделения. С их помощью дисциплина может быть изучена самостоятельно. Итоговый тест данного курса приравнивается к промежуточной аттестации при защите в учебном кабинете.
Возникла возможность реализации практико-ориентированного подхода

Его реализует компьютерный тренажер, т.к. именно на нем студент может приобрести, а затем отточить навыки управления оборудованием. Практико-ориентированный подход должен быть на каждом уроке сначала в лаборатории, затем на тренажере, а потом на производственной практике на предприятии. Если студент на лекции слышит, что ему говорит преподаватель, например, об изменениях, которые происходят в структуре металла, или какие существуют режимы резания или обработки, и если он после объяснений пошел, и сделал то же самое на тренажере за компьютером, и увидел, что получилось на тренажере, то он успешно освоит урок.
Изменились взаимоотношения студентов и преподавателя

По современным требованиям преподаватель не должен выступать транслятором знаний, как это было ранее. Сейчас необходимо деловое сотрудничество, совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Но часто преподавателю «старой закалки» тяжело перейти на новую ступень, ведь современная культура студентов сейчас завязана на компьютерах. Классические методы преподавания сейчас многим не то, чтобы не подходят, а являются непривычными.
Студенты уже привыкли к интерактивности, визуалистике. Поэтому использование тренажеров, курсов при подаче материала обеспечивает взаимосвязь с современными студентами и соответствует современному уровню требований к образованию. Особенно интересны занятия с использованием обучающих систем студентам младших курсов. Им нравится игровой режим. И через него преподаватель активно включает их в работу на уроках.
Повысилась активность студентов при освоении материала

Об этом говорят все наши заказчики. Изучение профессии даст положительный результат только тогда, когда есть конкретное оборудование. На пальцах объяснять профессию бессмысленно. Знание оборудование, знание приспособлений, знание инструментов, режимов резки и обработки, требований к изготовлению готовой продукции (и это все составляющие очень обширные) – все эти знания нужно соединить только через наглядные примеры. Только тогда изучение профессии даст положительный результат.
Говорить о каком-то там стане и не видеть его работу, никуда не годится. А тут на компьютерном тренажере стан, по нему движется заготовка, изменяется заготовка, и студент представляет работу стана. Также он может манипулировать приспособлениями, выбирать, что нужно сделать. Благодаря использованию электронных обучающих систем у ребят появилась мотивация. Студенты осознают, что обучаются на конкретный результат, что они должны достичь определенного показателя.

Также тренажеры развивают мышление, приучают быстро реагировать на ситуацию. Процитирую одного из наших заказчиков: «Когда мы приобрели и запустили в процесс обучения полную версию тренажера, сначала был хаос, студентом приходилось самим думать, что делать, какие кнопки нажимать, а в это время технологический процесс идет. Потом они освоились, поняли, как действовать и прикладывать те знания, которые они получили в теории».

Видя такие результаты, многие преподаватели хотят построить весь процесс обучения на основе тренажеров и курсов. Приведу слова одного из них: «Хорошо было бы нам заполучить весь цикл тренажеров по металлургии».
Универсальность электронных обучающих систем

Частое изменение учебных планов не обходится без изменения перечня дисциплин, их содержания и количества часов. Оно создает дополнительную нагрузку на преподавателей, которым необходимо постоянно перестраиваться. Но, как отмечают наши заказчики, обучающие системы очень помогают в этом процессе. Дело в том, что многие наши решения можно использовать не только полностью, но и частично. Какой опыт уже есть?
Например, в находкинском колледже электронный курс, посвященный вводному инструктажу, применяется у студентов в рамках дисциплины введение в специальность, «Первая помощь» – в рамках дисциплины БЖД, курс «Правила эксплуатации сосудов и трубопроводов под давлением» используется по направлению «Машинист насосных установок» и «Эксплуатация сооружений и нефтепровода». В рамках профильных дисциплин курсы применяются на лабораторных занятиях и при подготовке к учебной практике.
3
Дополнительные возможности обучающих систем
Колледжи и техникумы, которые приобретали у нас тренажеры, активно рассказывают о том, как они используют их вне аудиторной работы со студентами. Как оказалось, наши решения помогают им проводить научно-исследовательскую деятельность, конкурсы, профориентационную работу, готовить кадры по рабочим профессиям.
Научно-исследовательская работа

Преподаватель из г. Кулебаки рассказала нам, как она со студентами занимается исследовательской деятельностью. Одна из работ – контроль повышения MgO и его влияние на прогар футеровки. С помощью учебного тренажера проводился мониторинг, давший понять, насколько повысится содержание магния, который переходит из футеровки в металл. Это делалось для того, чтобы студенты поняли, почему при обучении на тренажёре часто возникала аварийная ситуация «Прогар футеровки».
В ходе работы стали обращать внимание на увеличение количества магния и увидели закономерность в его росте. Преподаватель отмечает: «Хорошо, когда студенты понимают причинно-следственные связи, а в тренажере процесс обработки стали приближен к реальным условиям с учетом возможного возникновения аварийных ситуаций».
Профориентационная работа

Обучающие системы являются рекламным ходом для привлечения будущих студентов, которые, приходя на экскурсию, видят, что обучение будет проводиться не «по старинке», а с применение новых обучающих систем, в том числе на тренажере с применением виртуальной реальности. Такие системы для них являются чем-то из области фантастики, такого уровня обучающие программы они еще не видели, потому для них это очень интересно.
Курсы профессиональной подготовки и переподготовки

На базе некоторых ссузов открыты центры прикладных квалификаций, в которых оперативно готовят кадры по рабочим профессиям. Один из наших заказчиков сказал, что электронные курсы и компьютерные тренажеры – это гарантия расширения спектра предлагаемых населению дисциплин, а значит, востребованности учебного заведения.

Проведение конкурсов
Наличие обучающих систем позволяет проводить конкурсы. В Верхней Салде в этом году запланировали провести среди студентов горнозаводского округа конкурс «Обработка металла давлением».
4
Рекомендации
Наличие обучающих систем позволяет проводить конкурсы. В Верхней Салде в этом году запланировали провести среди студентов горнозаводского округа конкурс «Обработка металла давлением».

«Я как производственник советую. Это нужно. На каждом уроке профдисциплины ученик должен совмещать то, что он написал в конспекте, и то, что он увидел и сделал на учебном оборудовании. И летчики учатся на тренажерах, и тепловозники, и врачи. Все учатся на тренажерах».

Горячева Людмила Геннадьевна
Руководитель производственного обучения
Верхнесалдинский многопрофильный техникум им. Евстигнеева


«Я рекомендовала бы не брать единичные экземпляры, это надо делать комплексом, хотя бы 3-4 тренажера, тогда процесс будет более эффективным. Почему рекомендую, потому что в этом случае мы осуществляем практико-ориентированный подход, а не просто выдаем «сухую» теорию. Наши студенты будут востребованы только тогда, когда будут владеть специальными компетенциями».

Редькина Светлана Дмитриевна
Заместитель директора по УПР
Тобольский многопрофильный техникум


«Безусловно, рекомендуем. Во-первых, сейчас у нас есть национальный проект – цифровизация, и мы должны в его рамках двигаться дальше и реализовывать свои приоритетные направления, во-вторых, востребованность электронных обучающих систем у студентов, это им интересно».

Юдина Оксана Григорьевна
Преподаватель
Верхнесалдинский многопрофильный техникум им. Евстигнеева

Руководители учебных заведений все как один в мнении, что впереди время тренажеров, которые имитируют производство. Это отличный вариант, когда студент закладывает свое видение на тренажере, а потом приходит работать на производство не только с теоретической, но и практической базой.
5
Отзывы представителей СПО
При принятии решения о приобретении тренажера у многих возникают сомнения по поводу качества курсов, его актуальности, профессионализма исполнителя и др. Хочу сказать, что наша организация всегда рада сотрудничать с клиентами. Мы высылаем пробные версии продукта, даем консультации, а при создании обучающей системы «с нуля» учитываем все требования заказчика. Чтобы не быть голословной, приведу несколько отзывов.

«Так получилось, что мы ни у кого не увидели такого практического подхода, как у SIKE. Мы вашу фирму обозначили уже давно, поэтому выбор был однозначен».

Попова Элеонора Валентиновна
Директор колледжа
Кулебакский металлургический колледж


«Некоторые разработчики предлагают свои ресурсы «а-ля обучающие системы», в которых используются иллюстрации, анимация, далекие от реалистичности. Это нас очень сильно смущало, так как преподавать подземную разработку или системы первой доврачебной помощи на мультипликационных картинках очень сложно, как нам казалось. В ваших обучающих системах тоже есть такие иллюстрации, но они максимально реалистичные, что меня очень порадовало».

Патрушева Ирина Петровна
Заместитель директора по УПР
Соликамский горно-химический техникум


«Вы на каждый наш непрофессиональный, с вашей точки зрения, вопрос, а для нас он был очень глобальным, отвечали. И когда мы устанавливали демоверсию, вы всегда толерантно к нам относились. И когда уже поставили тренажеры с физическими пультами управления, фирма шла навстречу, с пониманием, с объяснениями, всегда была рада помочь во всех тех ситуациях, когда мы не могли сами управлять тренажером. Поэтому к вашей фирме я очень хорошо отношусь, даже с любовью. Вы молодцы!»

Горячева Людмила Геннадьевна
Руководитель производственного обучения
Верхнесалдинский многопрофильный техникум им. Евстигнеева

В завершение, хочу призвать вас, господа, давайте внедрять больше различных обучающих систем, так как чем больше студент увидит и попробует на практике, тем ему легче на производстве.
Чудинова Юлия
руководитель направления разработки обучающих систем SIKE