ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ, 31.08.2017

Методики оценки эффективности
результатов обучения сотрудников

Современные руководители понимают, что обучение и развитие сотрудников – процесс важный и требующий немалых капиталовложений. Затраченные на профессиональное обучение средства представляют собой инвестиции в развитие персонала предприятия и, соответственно, должны окупаться. Как же отражаются полученные знания на итоговых финансовых показателях организации? Ответить на этот вопрос поможет обращение к количественному и качественному методам оценки подготовки сотрудников.
1
Количественный метод

Позволяет оценить результаты обучения по одному из следующих показателей:

  • общая численность обучаемых сотрудников;
  • численность работников, проходящих подготовку;
  • сумма затрат на развитие персонала и т.д.
2
Качественный метод

Поможет проанализировать результаты обучения с точки зрения соответствия уровня профессиональной подготовки целям предприятия, а также его влияние на технические параметры производства.

Качественная оценка результатов профподготовки включает четыре основных способа.
  • Оценка способностей и знаний сотрудников непосредственно в ходе или по завершении курса обучения.
    Процедура обычно проходит в форме классического экзамена, включающего двух участников: преподавателя и обучающего. Заказчики курсов имеют возможность определить степень овладения профессиональными знаниями и навыками.
  • Оценка профессиональных знаний и навыков непосредственно в условиях производства.
    Данный способ показывает уровень практического использования полученных знаний. Его необходимо применять по истечении некоторого времени после завершения обучения.
  • Оценка влияния обучения на параметры производства.
    Показатели такой оценки выражаются в физических величинах: коэффициент брака, коэффициент текучести работников, количество работников и пр. Способ можно рассматривать в качестве основного оценочного уровня, который связывает результаты обучения с требованиями производства.
  • Экономическая оценка.
    Ее выявление основано на целесообразности осуществления инвестиций в человеческие ресурсы. В качестве критерия оценки принимается размер получения дополнительного чистого дохода, после того как программы обучения будут реализованы.
3
Косвенные методы
Бывают случаи, когда основной целью обучения становится формирование определенного типа мышления и поведения, а не конкретных профессиональных навыков.
В таком случае перечисленные способы не подойдут. Вместо них надо использовать косвенные методы:
  • проведение тестов до и после обучения для оценки степени увеличения знаний обучающихся;
  • наблюдение за тем, как ведут себя сотрудники на рабочем месте после прохождения обучения;
  • наблюдение за реакцией обучающихся в процессе освоения программы обучения;
  • оценка эффективности программы самими обучающимися через анкетирование или в ходе открытого обсуждения.
Выбранные способы оценки эффективности обучения должны быть доведены до всех участников еще до начала подготовки. После завершения обучения и подведения итогов все результаты сохраняются для дальнейшего использования при планировании программ обучения.
Таким образом, оценка эффективности обучения позволяет разработать практические рекомендации по совершенствованию системы обучения и профессиональной подготовки персонала по основным составляющим ее элементам.
В статье использованы материалы сайтов hr-director.ru и hr-portal.ru

Соченко Анастасия